Леонардо да Винчи. Трактат о живописи, каким должен быть живописец.

« Живописец спорит и соревнуется с природой»

Леонардо выстраивает свою теорию о том, каким должен быть настоящий живописец. Так, его ум должен быть подобен зеркалу, которое превращается в цвет того, что оно имеет в качестве объекта, и наполняется столькими образами, сколько существует предметов, ему противоположных.

Мастер говорит о том, что настоящего живописца отличает любовь к живописи и к Богу, а великая любовь порождается великим знанием предмета, который ты любишь, поэтому живописец должен проводить все время, свободное от живописи за познанием предметов. Также автор не признаёт жажды к славе и деньгам, потому что это влечёт за собой расторопность и незаконченность картин, которые, конечно же, не могут называться великим произведением.

Хорошего мастера отличает не то, что он может рисовать одну деталь бесконечно прекрасно, а то, сколько таких деталей он сможет так нарисовать. Ведь не будет заслуживать похвалы тот живописец, кто умеет превосходно рисовать тело, но совершенно не умеет рисовать лица. Следовательно, тот не будет универсальным, кто не любит одинаково все вещи, содержащиеся в живописи.

После этого Леонардо говорит о том, что тот мастер продвигается к совершенству, произведения искусства которого превзойдены суждениями. Тут имеется в виду то, что прежде чем создать произведение, сначала в уме мастера должно быть суждение о нём.

Мастер даёт 10 суждений, которыми оперирует живописец:

· Свет;

· Мрак;

· Цвет;

· Тело;

· Фигура;

· Место;

· Удалённость;

· Близость;

· Движение;

· Покой.

Под суждением Леонардо понимает вышеназванные 10 суждений, которыми оперирует живописец.

Когда суждение превосходит произведение, то это произведение никогда не перестанет совершенствоваться, если только скупость не помешает этому. Когда произведение наравне с суждением, то это печальный знак для такого суждения.

Что предшествует суждению? Душа. Она, правящая и управляющая каждым телом, есть то, что образует наше суждение ещё до того, как она станет нашим собственным суждением.

Подводя итог рассуждениям о том, каким должен быть живописец, Мастер выделяет четыре необходимых условия:

· Математика, относящаяся к этой живописи;

· Отсутствие товарищей, чуждающихся своих занятий;

· Мозг, способный изменяться от разнообразия предметов, перед ним находящихся;

Удалённость от других забот.